О проекте    Новости    Ссылки    Об авторе

Жизнеописание/4 период. 1917-1918. Епископ, викарий Нижегородский

В начало

Служение архимандрита Лаврентия (Князева) в качестве ректора и преподавателя семинарии продолжалось до 1917 года, когда 28 января Государь Император Высочайше соизволил утвердить Всеподданнейший доклад Святейшего Синода «о быти ректору Литовской духовной семинарии Лаврентию епископом Балахнинским, викарием Нижегородским, с тем, чтобы наречение и хиротония его во епископа были произведены в Нижнем Новгороде». Ходатайствовал перед Святейшим Синодом о рукоположении архимандрита Лаврентия в сан епископа архиепископ Тихон (Беллавин), он же и возглавил архиерейскую хиротонию.

О том, как это происходило, весьма подробно описывается на страницах нижегородских газет того времени. «18-го февраля, в 12 часов дня, в Крестовой церкви состоялось наречение архимандрита Лаврентия во епископа Балахнинского. …У стола с зерцалом, поставленного среди храма, между кафедрой и амвоном, заняли места Владыки: Тихон, архиепископ Литовский и Виленский, Иоаким, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, Макарий, епископ Орловский и Севский, и Амвросий, епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии, в мантиях. Из отворенных царских врат протоиереями А.А. Порфирьевым и В.П. Веселовским был выведен архимандрит Лаврентий в мантии, который принял благословение от всех Владык и встал пред зерцалом. Секретарь консистории объявил ему указ: „Честный отец архимандрит Лаврентий! Всепресветлейший и Самодержавнейший Великий Государь Император, Самодержец Всероссийский, именным своего Величества указом повелевает, и Святейший Правительствующий Всероссийский Синод благословляет Вашу святыню быть епископом Богоспасаемого града Балахны“. На что архимандрит Лаврентий ответил: „Понеже Всепресветлейший и Самодержавнейший Великий Государь Император Николай Александрович, Самодержец Всероссийский, повелел произвести, и Святейший <…> Синод судили мене достойна быть в таковую службу, благодарю и приемлю и немало вопреки глаголю…“. Далее нареченный архимандрит сказал речь - голосом тихим и взволнованным, произведя на всех присутствующих пастырей и пасомых глубокое впечатление благочестивой искренностью и простотою слов».

Епископ Лаврентий.
Нижний Новгород

Хиротония его состоялась на следующий день, 19-го февраля, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Архипастырский посох епископу Лаврентию вручал правящий архиерей Нижегородский Иоаким (Левицкий), произнеся при этом слова, которые в дальнейшем оказались отчасти пророческими в судьбе нового викария: «…Божественным устроением твое посвящение в сан епископа совершилось в знаменательный день - Торжества Православия. Уразумевай в сем особое указание тебе свыше посвятить все свои дарования и силы на служение торжеству Православной Церкви… „Сия есть победа, победившая мир, - вера наша“ (1 Иоан. 5, 4). Но злобный враг человеческого спасения, изначала противоюющий Церкви Христовой, и ныне направляет свое смертоносное жало на истинных богопочитателей, производя брани, смуты и религиозные разделения… Эти и подобные скорбные явления в современной жизни Церкви и Отечества и, в частности, нашей паствы требуют от церковных пастырей бодрого и внимательного стояния на страже стада Христова, пламенной ревности и отеческой попечительности о спасении погибающих и тем самым содействия торжеству Православия… И тебе, возлюбленный о Господе брат и сослужитель, надлежит, выражаясь словами апостольскими, облещись во вся оружия Божия, препоясать чресла твоя истиною, одеться в броню правды. Обуть нозе во уготование благовествования мира, восприять щит веры, и шлем спасения, и меч духовный, еже есть глагол Божий, и возможеши вся стрелы лукавого разженные угасиши (Еф. 6, 10-17), во спасение свое и врученного тебе стада Христова…».

Присутствовавший на наречении и хиротонии епископа Лаврентия о. Варнава (Беляев) (в 1920 году - епископ Васильсурский, викарий Нижегородский, впоследствии духовный писатель, аскет и старец) сообщал в письме родным в феврале 1917 года: «Нового епископа хиротонисали. <…> Человек благочестивый, смиренный, каких мало».

Епископ Лаврентий был назначен на различные должности по Духовному ведомству Нижегородской епархии. Традиционно, викарий Балахнинский возглавил Епархиальный училищный совет и стал председателем Совета миссионерского Братства Святого Креста. Кроме того, на Преосвященного Лаврентия возлагались обязанности председателя Епархиального приходского совета, занимающего реформами прихода. Результатом его трудов на этом поприще стал утвержденный 13 августа 1918 года Устав «Союза православных приходских общин». (Союз был создан для «объединения деятельности Приходских собраний и Советов Нижегородской епархии в целях большей успешности достижения религиозно-нравственных и церковно-общественных задач»).

Архиепископ Иоким (Левицкий)

Начиная с лета 1917 года и вплоть до своей кончины, епископ Лаврентий являлся также и управляющим делами всей Нижегородской епархии, так как Преосвященный Иоаким (Левицкий), 65-летний правящий архиерей, будучи членом Святейшего Синода, выехал в Москву, взяв официальный отпуск, на Поместный Собор Русской Православной Церкви и к управлению Нижегородской епархией более не вернулся, поскольку вынужден был подать прошение об уходе на покой - под давлением революционно настроенных общественных кругов. Из Москвы архиепископ Иоаким поехал в Крым, где у него была дача, а там позднее был ограблен и повешен бандитами.

3 апреля 1918 года епископ Лаврентий писал патриарху Тихону: «...дела, дела, просители, посетители задавили, и главное, что со дня хиротонии всё один и один... А тут еще приходится себе повторять пословицу: от сумы да от тюрьмы не отрекайся... Но что делать? Надо уж видно нести такой крест, пока Господь дает силы».

В Нижнем Новгороде владыка Лаврентий проживал и служил, как и его предшественники-викарии, в Печерском Вознесенском монастыре, на правах настоятеля. Служил часто, любил читать акафисты перед афонским образом Божией Матери «Скоропослушница». За каждой службой говорил проповеди и после литургии благословлял весь народ. Епископ Лаврентий был также и усердным делателем молитвы Иисусовой, учеником и духовным другом оптинских старцев. Однажды оптинский старец Анатолий Зерцалов на вопросы духовной дочери владыки, правильно ли он ее воспитывает и что ему передать, ответил, что совершенно правильно, и трижды земно ему поклонился. Это было незадолго до мученической кончины епископа.

По благословению владыки в марте 1917 года в Нижнем Новгороде было создано Спасо-Преображенское Православное братство по возрождению церковно-общественной жизни (инициатором являлся А.А. Булгаков, управляющий нижегородской казенной палатой). Тогда же было организовано религиозно-философское общество, просуществовавшее до января 1918 года. Собрания проходили по средам в доме Булгакова. Сохранилась речь епископа Лаврентия о целях и задачах христианской жизни сказанная на первом собрании братства. И в дальнейшем деятельность братства проходила не только под почетным председательством епископа, но и при его непосредственном участии. В кратчайший срок, отпущенный историей, была развернута живая, инициативная и плодотворная работа: устроен церковный детский сад, очаг помощи, религиозная библиотека, шла подготовка к широкой издательской деятельности. Все активные городские пастыри и миряне непременно посещали собрания братства и горячо участвовали в его деятельности. Члены братства вскоре организовали Союз христианского единения, сделавшийся и весомой политической силой (на ноябрьских выборах 1917 года в Учредительное собрание Союз занял третье место по губернии, в результате чего православные от Нижегородской губернии получили одно место в Учредительном собрании, разогнанном позже большевиками).

В июле 1917 года Преосвященный Лаврентий торжественно освятил вновь отреставрированный главный Троицкий летний собор в Макарьевском женском монастыре. Владыке сослужили девятнадцать священников и шесть диаконов. Торжество состоялось при стечении огромного числа прибывших на праздник богомольцев и поистине явилось образцом церковного благолепия. 2 июля был освящен главный престол, а на следующий день - придельный храм.

Но приближались уже времена открытых гонений на Церковь и красного террора. Ознакомившись с проектом большевистского декрета об отделении Церкви от государства, члены Спасо-Преображенского братства выразили свой открытый протест в местной печати, а также направили определение по этому вопросу в Учредительное собрание. Невозможно было еще даже предположить, каким вероломством и жестокостью ответит вскоре новая власть на подобные, вполне мирные к ней обращения и попытки Церкви и верующих защищать свои права.

Вскоре Святейший Патриарх вынужден был призвать православных к организации крестных ходов по всей стране, к «стоянию в вере до смерти». В конце января 1918 года епископ Лаврентий благословил протоиерея Кафедрального собора Алексея Порфирьева, члена Спасо-Преображенского братства, провести собрание нижегородского духовенства, чтобы обдумать и принять решение, каким образом откликнуться на послание Святейшего Патриарха Тихона. Но представители властей, с помощью отряда наемных латышских красных стрелков, сорвали это мероприятие. Невзирая на неудачу, через неделю Владыка сумел собрать духовенство в зале Епархиального женского училища, на Большой Покровской улице. На этом собрании фактически единогласно был высказан протест против антирелигиозных действий новых губернских властей. Протест в письменном виде был направлен в Совет солдатских и рабочих депутатов, а также губернскому комиссару.

2 февраля 1918 года, в праздник Сретения Господня, в Нижнем Новгороде, в ответ на Патриаршее послание «об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной», состоялся величественный крестный ход. Жители города и его окрестностей решили так выразить свою преданность Русской Православной Церкви.

В этот день, утром, Спасо-Преображенский кафедральный собор, где Преосвященный Лаврентий начал служить Божественную литургию, был переполнен молящимся народом. В конце литургии протодиакон П.Ф. Аедоницкий прочел воззвание Всероссийского Священного Собора к православному народу, принятое после Декрета большевиков о свободе совести. Владыка же произнес Слово о мирной христианской борьбе с врагами веры и Церкви. Затем начато было служение молебна об умирении страстей.

Уже во время соборного богослужения площадь перед храмом переполнилась народом: люди шли крестными ходами из Канавино, Гордеевки, соседних заволжских сел - Бора, Рожнова, с Нижнего базара, что под Кремлем. Для всех, кто не мог вместиться в собор, диаконом Шляхтиным с соборной паперти было зачитано послание Патриарха, с краткой речью выступил священник Кемарский. Под впечатлением от зачитанного обращения и переживаемых событий многие в толпе плакали.

Молебен на Благовещенской плащади. 2 февраля 1918

Многочисленные крестные ходы из приходских храмов всего города стекались на центральную площадь, к Нижегородскому кремлю. Из заречной части города собирались у Алексеевской церкви, а из верхней — у Благовещенского собора. Вся площадь наполнилась народом. У Благовещенского собора, с табурета, поставленного на снежный сугроб, диаконом Дертевым было также зачитано Патриаршее послание, а священником Александром Никольским сказано, с большим подъемом, слово. У Алексеевской церкви происходило то же самое; Патриаршее послание здесь озвучивал диакон Авдентов.

Затем духовенство крестных ходов и молящаяся паства, в ожидании выхода главной части крестного хода из Спасо-Преображенского собора и Кремля через губернаторские ворота, пели духовные песнопения. Когда общий крестный ход воссоединился, весь народ направился по Большой Покровской улице. Православные нижегородцы несли тогда все свои главные святыни, и в том числе чудотворные иконы - Божией Матери Печерской и Казанской Рожновской, а также многочисленные хоругви. О количестве собравшихся на этот молебен и крестный ход людей можно судить по тому, что крестохождение растянулось на всю центральную улицу города - Большую Покровскую. (И это невзирая на 16-градусный мороз). Пройдя по Большой Покровской, крестный ход остановился на Арестантской площади для продолжения молебного пения. Здесь Владыка Лаврентий прочел Евангелие…

Всего этого новые власти не могли ни забыть, ни простить епископу. Избранная Преосвященным позиция – не самоустраняться от боли Церкви! - таким образом, обозначалась все жестче и жестче.

В июне-июле 1918 года под руководством Владыки Лаврентия состоялся общий епархиальный съезд для избрания нового правящего архиерея на Нижегородскую кафедру (после вынужденного устранения от управления епархией Преосвященного Иоакима). Выборы архиерея прежде еще никогда не производились «демократически», и потому сам процесс был абсолютно новым и неизвестным. Свое мнение о порядке выборов депутатов на этот епархиальный съезд Преосвященный Лаврентий выразил следующей резолюцией: «По возбужденному вопросу в местном духовенстве наметились два течения: Комитет объединенного духовенства предлагает, чтобы на благочиннических собраниях выборы производились всеми представителями совместно, то есть чтобы члены причта и миряне совместно избрали друг друга, пастырское же собрание высказалось за выборы по куриям, то есть чтобы священники выбирали священников, остальные члены причта - своих собратий, миряне - мирян. Мне же казалось бы долгом справедливости, ввиду дарованной нам свободы, предоставить самим благочинническим собраниям прежде производства выборов большинством голосов решить, какой им желателен способ производства выборов, и затем уже соответственно сему произвести сами выборы, которые и в том и в другом случае должны почитаться одинаково законными».

Важно отметить, что Преосвященному Лаврентию удалось весьма спокойно, без особых общественных волнений организовать и, по благословению Святейшего Патриарха, провести выборы правящего архиерея в Нижегородской епархии. При этом изначально он сам, одним из первых, был выдвинут в качестве кандидата на это служение, и в ходе голосования стал вторым, кого нижегородцы пожелали видеть во главе своей епархии. Но окончательное решение об утверждении правящего архиерея все-таки осталось за высшей церковной властью и последовало спустя несколько месяцев после выборов, 18 ноября 1918 года, когда Владыка Лаврентий уже был расстрелян.

Так в заботах о епархиальных делах, в тревогах за пастырей и паству шло архипастырское служение викария Нижегородского. В Нижнем Новгороде начались массовые аресты священнослужителей. 23 августа 1918 года епископ Лаврентий писал Патриарху: «...чувствую большое утомление и усталость от столь тяжелого, но лежащего на моих одиноких плечах бремени... Оставаясь один на епархии в такое трудное и исключительное время, каждый день и почти каждый час приходится принимать вести одну тревожнее другой, не раз желая и не решаясь оставить Нижний и приехать в Москву для присутствия на соборе, хотя для меня это было бы очень важно и интересно, и поучительно... Некоторые из арестованных священников отпущены, другие ещё в тюрьме. 28 июля я с большими трудностями мог добыть себе пропуск и посетить их. Попытки получить разрешение на совершение в тюремной церкви богослужения не увенчались успехом (ибо заведующий - иудей)...»

Летом 1918 года властями было начато дело архимандрита Оранского монастыря Августина. После ареста ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации среди крестьян окружавших монастырь селений. В ночь с 17 на 18 августа решением трибунала архимандрит Августин, протоиерей Николай Орловский и еще пятнадцать человек предстали перед военно-революционным трибуналом и были приговорены к расстрелу. Местом казни был назначен Мочальный остров, лежащий по течению Волги, несколько ниже Печерского монастыря.

На рассвете приговоренные были посажены на пароход, двинувшийся к острову. Все были в приподнятом настроении, оживленно беседовали между собой, пребывая в твердой надежде, что умирают за веру. По дороге они отслужили по себе панихиду. По прибытии на остров приговоренные были расставлены, как-то было удобно палачам. Архимандрит Августин стоял, бесстрашно глядя на красноармейцев, готовившихся дать залп. И он раздался, но архимандрит продолжал стоять; залп прозвучал и во второй, и в третий раз, но, к удивлению всех, архимандрит продолжал стоять, и только после четвертого залпа пал мертвым.

Монахи Оранского монастыря, подавленные происшедшим, боялись совершать публичные панихиды по убиенному. И почивший архимандрит стал являться многим из них во сне, и чаще всего в виде готовящегося к богослужению.

Но не все проявили подобное малодушие. Епископ Лаврентий в Печерском монастыре в самый день их смерти, 18 августа, соборно совершил панихиду по новопреставленным священномученикам.

Воззвание к Православному народу

А когда новая власть объявила, что у Церкви необходимо отобрать земли и все храмовое имущество (уже вышло постановление на этот счет), на епархиальном съезде нижегородского духовенства в августа 1918 года по инициативе епископа Лаврентия было составлено воззвание к пастве о протесте, а также сам протест против закрытия церквей и монастырей и изъятия в пользу государства церковного имущества, подписанный Владыкой, благочинным городских церквей протоиереем Алексеем Порфирьевым и бывшим губернским предводителем дворянства А.Б. Нейдгардтом.

В этом воззвании говорилось: «…Революционное Советское Правительство, осуществляя свой декрет об отделении Церкви от Государства, отняло у духовенства казенное жалованье, причем захватом капиталов Свят. Синода оно лишило даже пенсий заштатное и сиротствующее духовенство. Приходы в этом случае не только не пришли на помощь и защиту обездоленному и обиженному духовенству, но и во многих местах еще и со своей стороны причинили ему большие материальные утеснения и лишения… К такому положению сельского духовенства нельзя относиться безучастно… И вы, православные христиане, спешите на помощь своей матери Церкви… Все, все откликнетесь на зов Церкви. „Ночь убо прейде, а день приближися“. Посему „облечемся во вся оружия Божия“, чтобы смело, безбоязненно выйти на дело строительства Церкви Нижегородской…»

 

Далее