Проповеди/
Речь Преосвященнейшаго Лаврентия Епископа Балахнинскаго
В начало
Речь Преосвященнейшаго Лаврентия
Епископа Балахнинскаго,
на первом организационном собрании
Нижегородскаго Спасо-Преображенскаго Православнаго Братства
возрождения церковно-общественной жизни.
Первыми словами, возлюбленные
о Господе отцы, братие и сестры, которыми мы начали сегодня
молитву пред открытием нашего собрания являются два дивных
слова: «Христос Воскресе!» Сколько глубокого смысла и содержания
заключается в этих двух, только словах! Какая радость, какая
отрада наполняет душу, когда их впервые услышишь в пасхальную
заутреню! Отчего же такою радостию, такою отрадою веет от
них? Да оттого, что в них, в этих словах, слышится победный
гимн и торжество царства света, истины, добра и правды над
царством тьмы, лжи и неправды. Еще накануне, можно сказать,
Воскресения Христова это мрачное царство, повидимому, торжествовало
свою полную победу: Истина, Святость, Правда - поругана, умерщвлена
и заключена во гроб, казалось, на веки. Но в тот момента,
когда ад готовился торжествовать свою победу, Божественный
Свет мгновенно ослепил его и разрушил его царство, и из гpоба
яко от чертога, возсия Христос...
Это величайшее мировое торжество
окрыляет дух наш радостным упованием, что и в той величайшей
борьбе, которая красною нитью проходит через всю историю Mиpa,
борьбе царства тьмы, лжи и неправды с царством истины, света
и правды, конечная и всесовершенная победа будет на стороне
этого последнего. Об этом ясно говорит нам слово Бoжиe. В
мире скорбни будете, говорил Господь Своим ученикам, но дерзайте,
яко Азъ победих мир (Иoaн. XVI, 33). Нова небеси и нова земли,
говорит св. Ап. Петръ, по обетоваию Его (Господа) чаем, в
них же правда живет (II Петра III, 12), и где, следовательно,
уже не будет места какой-либо неправде.
Хочется, поэтому, верить и
надеяться, что и в том народном движении, начало которому
положил совершившийся у нас переворот, возьмут перевес и преобладание
не стихии и силы разрушительные, а стихии и силы созидательныя,
что в происходящем теперь около нас житейском круговороте,
возникнет и создастся, наконец, твердое и крепкое ядро, которое
соберет вокруг себя все наиболее благоразумное, здоровое и
прочное, что и ляжет в основу жизни обновленной Poccии.
Содействовать образованию этого
именно основного ядра, долженствующаго стать фундаментом новой
государственной жизни нашей Родины, думаю, призываемся мы
все, не исключая и насъ, здесь собравшихся. Правда, задачи
и цели наших собраний совсем не политическия, а чисто религиозныя
и церковныя; но, если мы, с Божией помощью, достигнем надлежащаго
осуществления намеченных задач, и целей, то это, несомненно,
благотворнейшим образом отразится и на всей нашей общественно-политической
жизни, по тесной связи религии и церкви с жизнью вообще.
Ведь нам следует твердо помнить,
что мир, как говорит слово Бoжиe, стоит только праведниками:
семя свято стояние, его (Ис. VI, 13). Не будет праведников
и святых, и мир, при настоящих условиях своего существования,
прекратит свое бытие. Святость же и благочестие несомненно,
конечно, суть тот идеал, к которому мы все, здесь собравшиеся,
должны и хотим стремиться. Но мы не можем стяжать святости
иначе, как вступая в самое живое и теснейшее общение с Источником
святости - Господом, как и Он Сам говорит: святи будете, яко
же Азъ свят есмь (I Петр. I, 17). Будите во Мне и Аз в вас,
говорит Господь Спаситель: Яко же розга не может плода сотворити
о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудите...
Яко без Мене не можете творити ничесоже. (Иоан. ХV, 4, 5).
Но и к Господу Христу мы не можем иначе приблизиться, как
через Его возлюбленную невесту - Св. Церковь, которая, как
говорит св. Ап. Павел, есть Тело Его, полнота Наполняющаго
все во всем (Евр. I, 23), т. е. через которую Христос наполняет
все во всем.
Мир представляет собою безконечное
число форм жизни; все эти формы чрез грехопадение прародителей
в большинстве лишились своего существеннаго содержания и стали
как бы совершенно пустыми. Заполнить вот эту то образовавшуюся
пустоту соответствующим, содержанием через Источника полноты
всякой жизни - Христа - вот задачи жизни церковной.
Жизнь же Церкви утверждается
на прочных и незыблемых основах, каковы суть слово Божие,
Св. Писанние и Св. Предание. Это последнее заключено в правилах
Апостольских, правилахъ Вселенских и Поместных соборов, писаниях
Святоотеческихъ, принятых этими Соборами, и наших богослужебных
книгах. Поэтому то и в самом слове Божием Церковь называется
столпом и утверждением истины ( I Тим. III, 15); поэтому то
и св. Ириней Лионский пишет: не должно у другихъ искать истины,
которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в
богатую сокровищницу, Апостолы в полноmе положили все, что
принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать
от нея numиe жизни. Она есть дверь жизни. (Против ерес. Ш
кн. гл. 4). Войти в эту то истинную жизнь каждому из нас в
отдельности, проверить и свою личную и окружающую нас жизнь
церковно-общественную, на то насколько она стоит в соответствии
или несоответствии с идеалами жизни церковной и, сколь возможно
приблизиться к этим идеалам - вот конец наших искреннейших
желаний.
Будем же просить Господа, без
Котораго, по Его же слову, мы не можемъ творити ничесоже,
чтобы Он ниспослал Свое небесное благословение на всех нас,
во имя Его здесь собравшихся, и помог, при содействии Его
всесильной благости, хотя отчасти приблизиться к тому идеалу,
которого требует от своих последователей Господь Христос,
когда говорит, что они должны быть солью земли и светом мира
(Мф. V, 13, 14) и когда взывает ко всем намъ: тако да просветится
свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрая дела и прославят
Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф. V, 16).
Нижний Новгород, 12 апреля 1917 г.
В начало
|